пятница, 4 сентября 2015 г.

Долго ли жить Ивановскому текстилю?

За период с 2000 года в области число фабрик сократилось в разы. Объем перерабатываемого в области хлопка также сокращался практически ежемесячно. В городе Иваново осталось только около 3 текстильных предприятий, да и то это отделочные фабрики, что в большей степени относит их к химической промышленности, нежели к текстилю.
Жми "Дальше"

Основные проблемы  (по важности):
1.     Изношенность основных фондов. Большинство предприятий дорабатывают ресурс оборудования, приобретенного еще в советское время, 60 – 80 годах прошлого века. Это оборудование на данный момент устарело как физически так и морально. Оно низкопроизводительно, энерго и трудозатратно, что делает наших текстильщиков заведомо неконкурентоспособными. Некоторые холдинги пытались частично обновить фонды, но существующая кредитная политика делает этот процесс обреченным на провал. Получить кредитные ресурсы на инвестиционные цели (длинные и дешевые деньги) в нашей стране предприятиям текстильной промышленности невозможно. Те, кто пытался провести у себя модернизацию оборудования, были вынуждены делать это на оборотные кредиты, т.е под высокие ставки и сроки, не превышающие 1, 5 года. Естественно, что на таких условиях, окупить оборудование невозможно (срок окупаемости любого инвестиционного проекта не бывает меньше 5 лет). Почти все компании, пытавшиеся сделать это, обанкротились. Причем банки это понимают, но тоже ничего не могут поделать ввиду требований, предъявляемых к ним ЦБ РФ. Те единичные проекты по модернизации, которые удалось осуществить в области, были реализованы за счет иностранного финансирования. Т.е. иностранные банки, для поддержки своих производителей текстильного оборудования готовы финансировать российский бизнес, а наши нет. При этом наши конкуренты из стран Юго – Восточной Азии с завидным постоянством (примерно раз в 10 лет) меняют оборудование на новое. Сейчас программа переработки собственного хлопка до конечного продукта принята и в Узбекистане.
Вывод: если не начать прямо сейчас заниматься техническим перевооружением оборудования последние, еще работающие предприятия, закроются в течении 3 – 5 лет.
2.    Кадры. На еще действующих предприятиях текстильной промышленности средний возраст работающих приближается к пенсионному. Молодежь не идет работать в текстиль. Причин несколько – низкие зарплаты, тяжелые условия труда, старое, допотопное оборудование, общий скепсис относительно перспектив отрасли. Практически полностью убито текстильное профтехобразование. Выпускники ВУЗов также не готовы идти в отрасль как в силу перечисленных выше причин, так и в силу непрестижности и невостребованности профессии, слабого профессионального образования. Их не обучают работать с современными материалами, на современном оборудовании и т.д. Да и сам факт ликвидации текстильной академии и присоединение ее в качестве института к СТРОИТЕЛЬНОЙ?! академии говорит о многом.
Вывод: без повышения престижа работы в текстильной отрасли, восстановления профессионального образования через несколько лет работать на текстильных предприятиях станет просто некому.

3.    Энергоресурсы. Все поставщики энергоресурсов являются монополистами. Тарифы их для потребителя совершенно непонятны и непрозрачны. В силу монополизма они навязывают потребителю кабальные условия договоров, в первую очередь предоплату по расчетному методу. Особенно в последнее время вопиющая ситуация на рынке электроэнергии. Тарифы для промышленности стали свободными, т.е. не установлены РЭКом. Счета же энергоснабжающая организация выставляет лишь в конце месяца, следующего за отчетным. Т.е. потребив электроэнергию и выпустив продукцию, текстильщик не знает ее истинную себестоимость. Таким образом, получив счет за электроэнергию допустим за март лишь в конце апреля, можно с удивление обнаружить 20 % рост тарифа. А продукция – то уже продана, и продана в убыток. Причем у энергетиков ответ всегда прост – а мы так закупили на оптовом рынке. Даже если это и правда, то почему некомпетентность и непрофессионализм энергетиков должны оплачивать текстильные предприятия?! И почему энергетики имеют право все свои риски переложить на плечи потребителя?!
Вывод: пора прекратить воровать в монополизированных отраслях (газ, электро и теплоэнергетика) за счет предприятий потребителей. Необходимо демонополизировать эти отрасли и интегрировать их в нормальные рыночные и конкурентные условия.